Аннотация к рабочей программе
по русскому языку
10-11 класс
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся
системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;
функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных
сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые
явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки
зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и
речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и
лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Приоритетным направлением является углублённо-обобщающее изучение русского языка как
системы в синхронном и диахронном аспектах. Углублённое изучение предполагает: более
детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса; рассмотрение
переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка; расширение круга
сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания; усиление внимания к
функциональному аспекту языковых явлений; моделирование учебных задач, позволяющих
развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует
формированию самостоятельности как сложного, интегрального качества личности.
Результаты освоения курса.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать: - функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского
национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского
литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; - основные
аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных
жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально- культурной и деловой сферах общения;
уметь:
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,
допускающих неоднозначную интерпретацию; - разграничивать варианты норм, преднамеренные
и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и
художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение:
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной
речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и
получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через
наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в
основе которой лежит данный учебный предмет.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)